на титульную страницу |  in english |  гостевая книга |
_
СЕ РГ ЕЙ Stamp К АР ЕЛ ИН
ху до жн ик - юв ел ир
   о художнике   новости   «Картина…»   «Часы Земли»   «Русь Святая»   пресса   история   

о художнике

  ПЕТРОВСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК И ИСКУССТВ
Санкт-Петербург )
 
Sergei Ivanovich Karelin
КАРЕЛИН СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

  ХУДОЖНИК-ЮВЕЛИР  
АКАДЕМИК, ЧЛЕН СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ
ЧЛЕН МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИИ ХУДОЖНИКОВ ЮНЕСКО
ЛАУРЕАТ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА 2005г.


• Фрагменты биографии

Родился в г.Владимире в 1956 году.

В 1982 году закончил исторический факультет ВГПИ. Занимался проблемой развития ювелирного дела в Древней Руси.

С 1982 года работал на предприятиях ювелирной промышленности.

В 1990 году присвоено звание "Мастер-художник высшего класса".

Имеет личное клеймо.

Работает только в своей индивидуальной манере, в технике сложного монтажа с элементами зерни и скани.

С 1990 года работы мастера приобретались по контрактам для Германии и США. Его персональные выставки были организованы в Москве, Владимире и в Греции.

Многие работы мастера находятся в частных коллекциях в Англии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, а также в собрании Владимиро-Суздальского музея-заповедника, во Владимирском фонде культуры, в коллекциях Святейшего Патриарха.

С 1994 года член Международной Федерации Художников ЮНЕСКО.

С 1994 года член Петровской Академии наук и искусств.

С 1996 года член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств (г.Санкт-Петербург).

C 1998 года действительный член Петровской академии наук и искусств.


• Из прессы

С.Карелин
…Сергею Карелину – 45. Он не скоро угадал, что родился ювелиром. Поступил во Владимирский пединститут, учился на историческом факультете, должен был преподавать детям историю… Труднейшая вообще задача – угадать, для чего именно, для какой цели призван ты в этом мире, а угадал, так уж не смеешь уклониться – в этом деле соединяются и ответственность перед Творцом, и долг перед людьми.

— Однажды я просто услышал звоночек внутри себя… (В институте больше всего интересовался развитием ювелирного дела в Древней Руси). Однажды взял и сделал колечко для жены… Закончил истфак – пошел работать на ювелирную фабрику. Был заведующим отделом реставрации во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Наконец, отказался от всего, чтобы только творить самому, в своей мастерской. В 1990 году получил звание "Мастер-художник высшего класса" и право работать с личным клеймом.

У ювелиров когда-то существовало неписанное правило: ученик, завершающий курс наук, обязан был повторить одну из работ своего учителя и – следовать дальше. Такой экзамен Карелин сдал, повторив изделие одной из фирм Фаберже из коллекции Московского Кремля. Повторил по фотографии. Эта изящная кружевная карета стала его единственной копией.

— Как вы работаете?

— По шестнадцать часов в сутки. На сон – 5-6 часов. И так в течение двадцати лет. Я вообще человек жесткий.

— Да? (я рассматриваю игривый узор музыкального ларчика)

— Да. Иначе бы никогда не было результата.

Он работает почти исключительно с одним материалом – нейзильбером. Это так называемое новое серебро – сплав меди, никеля и цинка. Нейзильбер неподакцизен. Наверное, был идеален для мастера в начале его творческого пути. Но теперь, когда у него есть мастерство и признание, а вокруг так много людей, желающих украсить свою жизнь золотом-бриллиантами, неужели его не коснулся соблазн?

— Видите, я украшаю свои работы скромно: немного жемчуга, бирюзы, фианиты… Дело не в этом. Для меня главное – распушить металл.

Его работы рассматриваешь с тем же чувством восхищенного удивления, что и морозный узор на окнах: невозможно понять, как это сделано. Начало этой невероятной манеры – в традициях русских мастеров, применявших технику скани, зернь и чернение. Это работа чрезвычайной трудоемкости. Недаром сам художник признается, что в мастерской он как на войне, не замечая ни времени, ни кровоточащих рук, ни воспаленных глаз.

— Я ставлю себе задачи почти невыполнимые. При этом никогда не делаю эскизов. часто не знаю, что именно должно получиться. Я никогда не придумываю, а только следую внутреннему чувству, которое и ведет меня.

• • • 

Сколько ни пиши, ни говори об искусстве, есть черта, за которую не заглянешь. Дальше – тайна. Требуется личный подвиг. Если хочешь, чтобы дух воспарил, надо чтобы… руки кровоточили. Не случайно на приеме Святейший Патриарх назвал творчество Сергея Карелина ратным трудом, ставя его в один ряд с воином, исполняющим сыновний долг перед Отечеством.

Его творчество глубоко национально. А это значит, им приняты "как свои русская история, язык, мироощущение" и он живет одним духом со своим народом. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на памятный кубок, посвященный последнему русскому императору, или кубок Петра, или ларчик для хранения святыни, или… В 1995 году по случаю 1000-летия Владимира Патриарху была преподнесена икона “Боголюбивая”, величиной с ладонь. Конечно, и финифть Ростова Великого хороша, лик Божией Матери исполнен одновременно печали и упования, но и искусное ювелирное обрамление Карелина созвучно этому дивному образу. Не случайно он стоит на рабочем столе святейшего Патриарха, выбранный, надо полагать, из множества преподносимых ему дорогих и ценных подарков. Позднее эта работа вошла во Всероссийскую энциклопедию ювелирного искусства.

Те, кто был на выставке в Кремле, рассказывают, что Патриарх очень высоко оценил ее, он сказал, что эти работы достойны занять место в Оружейной палате рядом с работами великих русских мастеров.

Каждую свою выставку, в Парламенте РФ или в российском посольстве в Греции, Карелин считает прежде всего утверждением и пропагандой русских культурных традиций, которые всегда опирались на любовь к Богу и любовь к Отечеству…

(из статьи Т.Шибаковой)  
 

• Выставка в Сарове

выдержки из статьи Бэллы Аполлоновой
о выставке Сергея Ивановича Карелина
в Саровском городском музее.
Март 2002г.



…Кто он такой, знаменитый на весь мир ювелир Сергей Карелин? Художник от Бога, мастер-самородок или просто признанный при жизни (для России подобное явление – редкость!) гений? Скорее всего и то, и другое, и третье. Его работы магнетически хороши. Возможно, поэтому день открытия выставки этого человека стал днем столпотворения в маленьком зале художественного салона городского музея.

Саровские художники восхищенно разглядывали миниатюры из серебра и драгоценных камней, ученики саровской «художки» засыпали мастера вопросами, журналисты кружили вокруг этой толпы стайками, стараясь ничего не пропустить. В общем, ничего не оставалось делать, как дождаться спада возникшего вокруг работ Карелина ажиотажа…

Когда все мои коллеги из других газет исчезли за дверями художественного салона, Сергей Иванович поведал мне о своих секретах.

И самый первый секрет: мы должны быть благодарны его другу, бывшему его однокурснику и нашему горожанину В.Г.Тимофеевскому за то, что Карелин приехал в Саров. Вместе они учились когда-то на истфаке ВГПИ, но не виделись двадцать лет и вот, наконец-то, встретились.

Золотые куполаВторой, и самый главный, «секрет» мастера Карелина в том, что выставка его работ имеет целью в первую очередь пропаганду русских народных традиций. «Русь святая» – основной цикл его работ. Кстати, эти великолепные миниатюры – ларцы-купола, часовенки, колоколенки – освящены Святейшим Патриархом.

На вопрос: верующий ли человек ювелир Карелин, отвечает: "Стараюсь быть им, но в церковь хожу не часто…"

Многие его ювелирные изделия подарены, например, патриарху, и лишь совсем редкие – проданы. Выставки-продажи он начал проводить совсем недавно. С 1990 года работы Карелина приобретались по контрактам для Германии и США. Его персональные выставки были организованы в Москве, Владимире и в Греции. Выполненные его руками украшения находятся в частных коллекциях в Англии, Франции, Италии, Бельгии, Голландии, а также в собрании Владимиро-Суздальского заповедника, во Владимирском фонде культуры. Ну и звезды Голливуда, такие как Шарон Стоун, не отказались от украшения русского художника-ювелира.

И еще немного о секретах (которые, конечно, уже стали достоянием гласности) мастера Карелина. В день инаугурации российскому президенту был торжественно вручен и ларец-оберег работы мастера Карелина. Ларец необычен тем, что когда его медленно открываешь, звучит музыка и появляется цветок-крест…
 

Мне всегда казалось, что гениальность нужно лелеять. И я не могла не спросить у большого мастера, теперь уже всемирно известного ювелира, кто тот человек, который поддержал его в начинаниях. Ответ был ожидаем: "Жена! Именно она терпеливо ждала, когда я «наиграюсь» в свои игрушки, именно она поверила, что когда-нибудь я буду признан. Ну а теперь все произошедшее ко многому обязывает". В общем, и в данной ситуации подтверждается истина: без женщин жить и, самое главное, творить – НЕЛЬЗЯ!

Заканчивая наш разговор, я пожелала мастеру, чтобы в его жизни было как можно больше тонких ценителей искусства и чтобы выставка все же закончилась продажей образцов. На это Сергей Иванович заметил, продажа для него не главное. Художник надеется, что уникальный своей историей Саров навеет новые мотивы для творчества. У мастера уже есть в коллекции «Памятный кубок», который Сергей Иванович посвятил 100-летию канонизации Серафима Саровского, представляющий собой большой матарский алмаз и серебряную икону с изображением старца. Он выполнен из нейзильбера, в сложной технике зерни и скани. Но скоро, очень скоро появятся новые идеи, а значит, и новые удивительные, неповторимые работы мастера Карелина… 
 

• Ювелирная выставка "Дизайн. Бриллианты. Эксклюзив"

Статья Леонида Салмина
из московского журнала «PLATINUM»
о прошедших в выставочном зале мэрии Москвы
ювелирной выставке "Дизайн. Бриллианты. Эксклюзив"
и 3-ем Всероссийском конкурсе "Брошь для первых дам".
Январь 2006г.


Брошь-лауреат Всероссийского конкурса украшает вечернее платье девушки на фото в центре"Дизайн. Бриллианты. Эксклюзив"… Под таким завораживающим названием в выставочном зале Мэрии Москвы с 9 по 11 декабря минувшего года прошла необычная ювелирная выставка. Точнее, даже не выставка. На пригласительном билете значилось – "Клубный салон – лаборатория ювелирного имиджа". Плюс 3-й Всероссийский конкурс "Брошь для первых дам". И все это при поддержке Совета Федерации РФ, Правительства Республики Саха (Якутия), Мэрии Москвы, Российской государственной пробирной палаты.

Медаль мэрииЭкспозиция салона представила ювелирные работы в весьма широком жанровом и стилевом диапазоне. А некоторые произведения явили еще и эксклюзивный уровень технической реализации. Среди участников – как уже признанные мастера, чьи имена хорошо известны, так и начинающие ювелирные дизайнеры.

Нам было необычайно приятно, что поучаствовать в этом мероприятии нас пригласили коллеги из Международной Ассоциации Союза дизайнеров, любезно предоставившие в наше распоряжение свои стенд. Мы также признательны за содействие нашему участию ювелирам Ольге Бобровой и Василию Коптяеву.

Кстати, именно на выставке в Мэрии мы узнали, что недавние украшения с янтарем Ольги Бобровой выкуплены Калининградским музеем. Отрадно, что ряд публикаций в РLАТINUМ, посвященных ее творчеству, содействовал привлечению практического внимания к работам этого динамично развивающегося автора.

Вновь порадовались мы и за молодых московских ювелиров Диану Кацобашвили и Ирму Папаскири, чьи работы заняли призовые места и были удостоены дипломов выставки в Мэрии. 0 них, словно предвосхищая события, РLАТINUМ написал в предыдущем номере.

Помимо молодых участников, с которыми нас уже связывает плодотворное сотрудничество, мы познакомились и с другими мастерами-ювелирами, чьи имена – уже неотъемлемые знаки истории современного ювелирного искусства России. Один из таких мэтров – известный ювелирный дизайнер Феликс Кузнецов. Материал о его творчестве мы планируем дать в одном из следующих номеров РLАТINUМ.

Сергей Карелин и диплом лауреатаОдной из самых интересных работ, представленных в экспозиции Клубного салона в Мэрии, стало необыкновенное произведение "Часы для планеты Земля" известного владимирского художника-ювелира, академика Петровской академии наук и искусств Сергея Карелина. Мастер представил столичной публике свое главное творение, плод кропотливой двадцатилетней работы "Часы для планеты Земля" – это своего рода авторская философская концепция, выраженная языком ювелирного искусства.

В рамках выставки состоялись мастер-классы под названием "Умение подбирать и носить украшения", алмазная лотерея и третий Всероссийский конкурс "Брошь для первых дам", лауреатом которого также стал Сергей Карелин. Его авторское произведение было признано одним из лучших, несмотря на то, что выполненная им брошь "Для королевы" сделана без использования драгоценных металлов и камней…
 

• • • 




   о художнике   новости   «Картина…»   «Часы Земли»   «Русь Святая»   пресса   история   
Часы для планеты Земля Сергея КАРЕЛИНА.
    
saturn@vtsnet.ru           http://www.vtsnet.ru/karelin/           (49 22) 34-38-88
   
Сергей КАРЕЛИН © 2000-2010
 последнее обновление: 13.11.2013

 
импресарио – Лига Оборонных предприятий 
вэб-импресарио – Павел Трофимов